"Преимущества платного образования"

Мигачева Марина Ремовна  Выбирая школу, ответственный родитель хочет полностью представлять себе те преимущества в обучении, образовании, воспитании и условиях содержания ребенка, из-за которых он приходит к мысли о платном образовании.

  Школа "Уна" работает десять лет. За этот срок, как нам кажется, мы сформулировали те основные преимущества по каждой из ступеней образования, которыми обладает наш ученик.

Первая ступень.
  Дети еще маленькие и беззащитные, им нужно много внимания, заботы. При этом надо не передержать их в тепличных условиях, потому что потом это может вырасти в серьезную проблему.

  Значит, класс должен быть не большим, но и не маленьким (16-18 человек), учителя должны быть требовательными, но не давящими и не грубыми, обязательно должен работать логопед - дефектолог (у детей до 10 лет бывает много своевременно не выявленных проблем), в школе должно проводиться много развивающих мероприятий и экскурсий - детям должно быть интересно учиться и общаться, современная большая нагрузка (помимо полного набора стандартных школьных дисциплин иностранный язык и информационные технологии) должна обеспечиваться методическим разнообразием и высокой педагогической компетентностью учителей.

  Кроме того, необходимы хорошо организованные группы продленного дня, где детей нормально покормят, выведут на прогулку, проконтролируют выполнение домашних уроков, проследят, чтобы дети на забыли сходить на кружок.

  Это то, что находится на поверхности. А еще очень существенно, чтобы работа в школе была организована таким образом, чтобы у учителей постоянно формировались временные творческие коллективы для проведения различных мероприятий, чтобы учителя в системообразующих вопросах отношения к профессии и жизни были единомышленниками, чтобы в школе был создан стиль реального, а не формального сотрудничества педагогов с родителями, выработка общего взгляда на проблемы ребенка, формирования его настоящего и будущего.

Вторая ступень.
 
Дети перешли в среднюю школу и стали меняться прямо на глазах: им уже нужна самостоятельность и неподконтрольное общение, проследить выполнение домашних заданий становится все труднее и труднее, авторитет у них надо завоевывать ежедневно и это совсем не легко.
Очень важно, чтобы именно в этот проблемный переходный период у детей были учителя, пользующиеся у них либо глубоким уважением как профессионалы, либо доверием как люди, либо, чтобы с ними было очень интересно.

  Конечно, идеальный случай, когда учитель обладает всеми этими качествами, но большое благо даже тогда, когда хотя бы одним из них.
Не стоит думать, что это так уж легко: чтобы это получилось, учитель ( помимо предметного профессионализма) должен современно мыслить, понимать экономические и политические реалии сегодняшнего дня, обладать современными навыками (свободно пользоваться компъютером, интернетом), вести динамичный образ жизни (посещение выставок, театра, кино, регулярные путешествия).

  Если всего этого нет, то так или иначе это накладывается на общение с детьми, их жизненный опыт в чем-то опережает учительский, педагогические декларации "надо учиться, чтобы иметь профессию и нормальную жизнь" натыкаются на подсознательное неуважение детей к тем, кто обладает знаниями, но при этом ведет образ жизни, котрому дети и (их родители) вряд ли позавидуют.

  Поэтому очень важно, чтобы в школе была создана корпоративная культура, подчеркивающая и выявляющая специфику и особенности работы в образовании, воспитывающая уважении к этому виду деятельности, профессиональное достоинство, ответственность. Если все это получилось, то дети относятся к учителям с большим уважением и все, что говорит им учитель воспринимают как нечто для себя важное и значимое.

  Также на второй ступени очень важно, чтобы все предметы велись равноответственно, без завышения (или занижения) значения предметов того или иного цикла (политехнического, гуманитарного, культурологического).
Тогда в конце второй ступени ( в девятом классе) ученик может ответственно определиться со своими учебными симпатиями и антипатиями, сделать адекватный выбор в пользу тех или иных предметов, которые он будет углубленно изучать на третьей ступени образования.

  В учебный план на второй ступени (помимо полного набора стандартных учебных дисциплин) включены:

  • дополнительные 2 часа на английский язык; еженедельно в школе
  • работают преподаватели-носители английского языка
  • три часа на второй иностранный язык (французский);
  • факультатив "математическое моделирование";
  • информационные технологии (2 часа);
  • программа синхронизации предметов эстетического цикла (истории, литературы, мировой художественной культуры, разработанная в школе-лицее N109 (Е.А.Ямбурга).

Третья ступень.
 
До поступления в вуз осталось всего два года, поэтому важно относится к обучению в школе в этот период как к переходной ступени между школой и вузом.

  Платная школа имеет возможность привлекать к преподаванию в этих классах вузовских педагогов. Это очень важно не только и не столько потому, что они обладают какими-то дополнительными знаниями, по сравнению со школьными учителями, сколько потому, что они привносят в образовательное пространство совсем другую стилистику общения: они делятся знаниями и ждут от школьников, что те будут использовать эти знания на 100%.

  Естественно, что не все дети к этому психологически готовы, однако школа - не вуз, и есть еще вполне достаточно времени, чтобы с этими проблемами справиться.

  Также платная школа может ввести в учебный план углубленные занятия по различным предметам, а дети выбрать, какие предметы им надо изучать углубленно, а какие в общем режиме. При этом группа на предметное углубление фрмируется при желании как минимум трех учащихся дополнительно заниматься данным предметом.

  Есть возможность приглашать для преподавания экономики, а также для ведения факультативов по таким необходимым выпускнику предметам, как менеджмент, психология, специалистов, имеющих большой научно-практический и преподавательский опыт.
Есть возможность приглашать для ведения 20% уроков иностранного языка носитей этого языка - преподавателей из Англии, что дает детям возможность проверить свои знания языка и поверить в них, освоить современную лексику.

  Современная, регулярно поддерживаемая и обновляемая компьютерная база и высококвалифицированный преподаватель позволяют ученику сделать компъютер (то есть поиск информации и ее представление) неотъемлимой частью учебного пространства ученика.

  В результате, помимо адекватной подготовки для поступления в выбранный вуз и обучения в нем (на опыте школы "Уна": все ученики 11-го класса помимо школы обучаются на подготовительных курсах в выбранных ими вузах, и все на предметных занятиях чувствуют себя вполне комфортно - их знания не ниже, а зачастую выше среднего уровня знаний учащихся на курсах, а там ученики спецшкол, гимназий и лицеев), они еще обладают умениями и навыками, выходящими за школьно-базовые, например:

  • английский язык - относительно свободное владение: возможно обучение на языке, работа на языке, многие учащиеся получают сертификаты;
  • второй язык (немецкий, французский) - возможность объясниться, прочесть и понять информацию, база для дальнейшего изучения;
  • информационные технологии - умение работать в "Word", "Exсell ", умение пользоваться электронной почтой, работа с базами данных, умение найти необходимую информацию в интернете, создать свой сайт, собрать и настроить компьютер и т.д.;
  • владение базовыми понятиями современой экономики, психологии, организации управления, умение использовать их в практической жизни;
  • и, наконец, что очень и очень важно - навыки работы в творческих группах, участие в различных проектах.

  Вся эта полезная для детей деятельность, естественно, требует больших денежных вложений: и приглашение специалистов, и создание сов- ременной материальной базы учебного процесса вещи отнюдь не дешевые.
  Однако в современном жестком, динамичном мире все это дает детям дополнительные конкурентные преимущества и является залогом их будущей успешности.

 Заместитель директора по научной работе
Мигачева Марина Ремовна